Вдохновленные природой: как экологическим проектам получить поддержку столичных властей

Рассказываем, как столичные власти поддерживают экологические проекты, какие конкурсы существуют сейчас и какие идеи становились победителями в разные годы
Забота об окружающей среде и устойчивое развитие — тренды последних лет. Пока одни находятся на пути к осознанному потреблению, другие встают на защиту окружающей среды, создавая экологические проекты. Интересных идей и разработок ждут все, от представителей бизнеса до властей. Поэтому 13 сентября 2023 года Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы объявил о старте приема заявок на соискание экологических премий.
Каждый год столичный Департамент природопользования и охраны окружающей среды проводит два конкурса: в области охраны окружающей среды и на лучший проект комплексного благоустройства природных и озелененных территорий города Москвы. Поучаствовать в них могут представители московского бизнеса, корпораций, промышленных предприятий, экологических организаций, образовательных учреждений, городских сообществ и проектных организаций.
- Заявки от интересантов принимаются до 12 ноября 2023 года.
- С 13 по 20 ноября сформируют шорт-лист лучших проектов.
- 28–29 ноября состоится защита проектов двух конкурсов.
- С 1 по 31 декабря пройдет церемония награждения победителей.
Впервые проведен в 2003 году. Главная цель — продвигать экологическое образование и ценности среди населения и стимулировать граждан создавать свои проекты. Выбирать победителей будет экспертный совет по нескольким ключевым критериям. Среди основных: инновационные подходы в проекте и новизна, вклад в охрану окружающей среды, энергетическая и экологическая эффективность, социальный эффект проекта, общий объем финансовых средств, привлечение к участию молодых специалистов в сфере охраны окружающей среды. За первое место в каждой из номинаций победители получат 200 тыс. рублей, а за второе — 100 тыс. рублей. Премии присуждаются в четырех номинациях, в каждой по две премии — за первое и второе место:
- «Лучший реализованный проект с использованием экологически чистых и энергосберегающих технологий»;
- «Лучший эколого-образовательный и эколого-просветительский проект»;
- «Лучшие журналистские материалы, теле- и радиопередачи об экологии Москвы»;
- «Лучшие достижения в области охраны окружающей среды представителей общественных экологических объединений».

Еще один конкурс проводится с 2011 года. Основная задача — наградить представителей проектных организаций, студентов и преподавателей профильных вузов, которые предлагают свои идеи по сохранению, восстановлению и развитию природных и озелененных территорий Москвы. Победители получат три премии по 100 тыс. рублей для сотрудников проектных организаций и три — по 70 тыс. рублей для представителей образовательных учреждений.
Оценивать работы участников предстоит специальной экспертной комиссии. Среди критериев отбора: инновационная направленность работы, учет статуса и природных особенностей территории проекта, экологическая обоснованность проектных решений, расчет потенциала градостроительного развития проектируемой и прилегающей территорий, соответствие требованиям действующих норм и правил.
Интерес к конкурсам ежегодно только растет. Например, в 2021 году организаторам поступило более 140 заявок, а в 2022-м — 157. В последние годы появились уникальные проекты, которым удалось не только масштабировать идею благодаря победе в конкурсе, но и повысить узнаваемость. От сервиса по спасению еды до разработки нетканого материала — победителями конкурсов становились проекты разных направлений.
Название: проект сервиса по распределению нереализованных продуктов питания «Фудшеринг».
Конкурс: в области охраны окружающей среды.
Номинация: «Лучшие достижения в области охраны окружающей среды представителей общественных экологических объединений».
Итоги: 2-е место, 2021 год.
АНО «Фудшеринг» — экологический сервис по спасению продуктов питания. Он помогает кафе, пекарням, магазинам у дома и другим организациям рационально использовать оставшуюся еду. Ежедневно волонтеры некоммерческой организации забирают и бесплатно распределяют такие продукты среди своих подопечных. Пригодная еда не выбрасывается, а используется по прямому назначению — в пищу людям. Как рассказали авторы проекта, участие в экопремии в 2021 году помогло структурировать опыт, получить обратную связь, повысить уровень доверия к проекту.
«Проект запустился в Москве в 2015 году в формате волонтерского движения. В 2021 году „Фудшеринг“ стал некоммерческой организацией. Для этого мы разработали юридическую и бухгалтерскую оболочку процесса спасения еды. Благодаря этой трансформации удалось наладить сотрудничество с крупнейшими торговыми сетями, включая „Вкусвилл“ и X5 Group».
АНО «Фудшеринг» — один из первых российских сервисов по спасению еды. Организация:
- сокращает объем образующихся пищевых отходов;
- помогает рационально использовать ресурсы, вовлеченные в экономику;
- развивает модель ответственного ведения бизнеса и ответственного потребления;
- вовлекает людей в эковолонтерство;
- адресно помогает социально незащищенным людям;
- способствует развитию локальных сообществ и добрососедских отношений.
«Мы научились взаимодействовать с продуктами с ограниченным сроком годности, разработали документальное сопровождение цепочки передачи еды, создали систему обучения волонтеров и партнеров. Кроме того, активно внедряем инструменты цифровизации. Например, используем специальный алгоритм по подбору волонтеров по геопозиции. Нам важно, чтобы продукты не катались по всему городу, поэтому предлагаем волонтерам собирать и распределять продукты в их районе».
Результаты за 2022 год:
- 100 тонн продуктов удалось спасти из магазинов, кафе, пекарен, гостиниц.
- 3,5 тыс. человек получили поддержку от организации.
- 300 человек — активные волонтеры в Москве.
Сейчас АНО «Фудшеринг» планирует развиваться не только в Москве. Для этого при поддержке X5 Group разработан видеокурс «Как запустить фудшеринг в своем городе». Он нацелен на дальнейшее масштабирование практики по спасению еды в России. В видеокурсе рассказывается, как запустить такой проект с нуля и как взаимодействовать со всеми участниками модели — партнерами, волонтерами, получателями.
Название проекта: «зеленая» поисковая система с обучающим функционалом Ecowiki.ru.
Конкурс: в области охраны окружающей среды.
Номинация: «Лучшие достижения в области охраны окружающей среды представителей общественных экологических объединений».
Итоги: 2-е место, 2022 год.
Проект Ecowiki.ru разработан в 2018 году межрегиональной экологической общественной организацией «ЭКА». По словам шеф-редактора платформы Юлии Тоцкой, это был некий ответ на запрос экологического сообщества. На тот момент вся информация, которая была представлена в открытом доступе, не являлась проверенной. Эковолонтеры и экоактивисты не знали, какому источнику можно доверять, где искать единомышленников и как начать работу, направленную на сохранение планеты. А от уровня экологической культуры общества зависит и сохранение природы, и благополучие человека, и успешность выполнения стратегических планов устойчивого развития страны.
«В Ecowiki.ru собраны проверенные экспертные материалы. Когда мы запускали платформу, понимали, что знания, накопленные активистами, слишком раздробленные. На первом этапе платформа пополнялась практическими инструкциями, кейсами, обучающими материалами от базового до продвинутого уровня вовлеченности в экотему. Постепенно наши направления расширялись. Появились обучающие онлайн-курсы, просветительские статьи, видеоблоги, база экологических сообществ со всей страны, база эколидеров, которые качественно меняют среду в своих регионах».
Результаты:
- Около 90 тыс. пользователей зарегистрировано на платформе.
- Более 36 тыс. человек прошли онлайн-марафоны, благодаря которым люди узнают о простых действиях для решения глобальных экологических проблем.
- Создана база бесплатных обучающих онлайн-курсов на разные темы. Почти 20 тыс. человек прошли эти онлайн-курсы.
- Более 2700 человек по всей России организуют экологические акции по пошаговым инструкциям, опубликованным на платформе.
- На платформе собрано более 2300 действующих экологических сообществ со всей России, 179 экспертов, 876 эколидеров.
- Активисты провели более 7 тыс. мероприятий. В них участвовали 873 тыс. человек.
- Волонтеры сдали в переработку суммарно около 1,3 млн тонн вторсырья и посадили 295 тыс. деревьев.
«На любых наших мероприятиях есть правила, которые соблюдают все без исключения: только вегетарианское питание, многоразовая посуда, общий трансфер, раздельный сбор отходов. Побывав на наших мероприятиях, активисты и волонтеры перенимают этот опыт и уже на своих событиях внедряют такие же правила».
Тренд последних нескольких лет — искусственный интеллект и нейросети. ЭКА следит за трендами и не могла обойти их стороной. Команда запустила искусственный интеллект «Эковика», который специализируется на экологии и устойчивом развитии. ИИ можно задать вопрос, который волнует пользователей. А если ответ «Эковики» окажется недостаточно полным, его можно задать эксперту в сфере экологии. Такая опция встроена в работу платформы. Нейросеть пока не может заменить живого человека, но учится. Также «Эковика» может написать сказку, стихотворение о раздельном сборе отходов или помочь с составлением ESG-отчетности. С момента запуска ИИ на платформе более тысячи человек задали вопросы нейросети.
Название проекта: «Полирециклинг: разработка и внедрение нетканого материала „Холлофайбер Экософт“ из вторичных и переработанных ПЭТФ-волокон» московского завода нетканых материалов «Термопол».
Конкурс: в области охраны окружающей среды.
Номинация: «Лучший реализованный проект с использованием экологически чистых и энергосберегающих технологий».
Итоги: 2-е место, 2022 год.
По словам директора по развитию завода «Термопол» Владислава Иванова, внедрением технологии компания занимается уже около 20 лет. Сегодня Холлофайбер® есть в спецодежде для Арктики, продукции для младенцев, типовых и уникальных строительных и интерьерных решениях и т. д. При создании нетканых материалов используется полимер полиэтилентерефталат (ПЭТФ).
«У нашей технологии большие перспективы. ПЭТФ-компоненты можно перерабатывать многократно. Процесс называется полирециклингом, а не просто рециклингом, который предполагает разовую переработку. Строительные утеплители, матрасы, подушки, утеплители для одежды по нашей технологии могут быть переработаны многократно и применяться в высококачественных изделиях на протяжении не просто десятилетий, по расчетам долговечности и искусственного старения — столетий!»
Популярную концепцию переработки пластиковых отходов bottle-to-bottle («из бутылки в бутылку») спикер предлагает расширять до технологии bottle-to-fiber — «из бутылки в волокно». Она позволит закрыть нужды текстильной и легкой промышленности для нетканых материалов, технического текстиля и не только.
«Подходили к теме полирециклинга первоначально очень и очень аккуратно, потому что качество и уровень развития, применение вторичных и переработанных компонентов были не такими, каких ожидали потребители. Развитие технологий, тесты, пробы, ошибки, протокольные испытания привели нас к тому, что во все большем числе разновидностей нетканых материалов сегодня мы пробуем применять вторичные и переработанные компоненты. „Вторичка“ становится нормой. Это эволюция технологий, развитие и снижение себестоимости. Еще один фактор — ограничение поставок различных сырьевых компонентов. Нам приходится искать альтернативы или замену сырья, волокон для сохранения высокого качества и эксплуатационных характеристик изделий».
Ежегодно потребность в ПЭТФ-волокнах в России составляет около 300 тыс. тонн. С учетом развития промышленности это число будет только увеличиваться.
«И это вполне закономерно, потому что вытесняются другие виды продукции, натуральные например. Именно поэтому на смену приходят химические компоненты, химические соединения, химические волокна, в частности полиэфир. Люди убеждаются в высоких эксплуатационных характеристиках, в долговечности таких материалов, в безопасности и экологичности. Меняется общественное отношение к синтетике, от резко негативного еще несколько лет назад к позитивному. Применение ПЭТФ будет все более активным на территории Российской Федерации и других стран».
Эксплуатационные и качественные характеристики продукта, который создается с применением вторичных и переработанных компонентов, практически не ухудшаются. Но при этом производство продукта с использованием только «вторички» технологически невозможно. Но допустимо довести количество вторичного и переработанного компонента в изделии до 30%. «Я напомню, что эти понятия мы разделяем. „Вторичка“ — это то, что переплавлено, создано методом молекулярного изменения, деструкции материала. Например, термическая переплавка. Переработка — разволокнение, выбраковка производств и так далее. Материалы не деструктурируются молекулярно, а просто разволокняются и добавляются в качестве волокнистого компонента», — объясняет эксперт.
В планах предприятия поучаствовать в экопремии столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды еще раз. Сейчас продукция завода применяется во всех отраслях промышленности. С заводских линий ежесуточно выпускаются тонны волокнистых нетканых материалов.
Название проекта: «Зеленый» офис команды «Мосэнергосбыта».
Конкурс: в области охраны окружающей среды.
Номинация: «Лучший реализованный проект с использованием экологически чистых и энергосберегающих технологий».
Итоги: 1-е место, 2022 год.
Идея проекта принадлежит непосредственно генеральному директору организации. По его поручению среди членов молодежного актива «Мосэнергосбыта» был объявлен конкурс на разработку проекта экологичного офиса. Для участия в конкурсе было представлено пять заявок. Активисты защищали свои проекты перед специальными комиссиями. Победителя выбрали путем голосования.
В результате для реализации было сформировано решение, которое включало наиболее актуальные тренды и предложения из всех пяти проектов. Воплощение проекта в жизнь заняло шесть месяцев.
«„Озеленение“ клиентского офиса „Бирюлевский“ — пилотный проект и для компании носил скорее имиджевый характер. Мы хотели на примере клиентского офиса показать, как в реальной жизни очень простые и недорогие решения помогают бизнесу снижать негативное воздействие на окружающую среду».
С целью экологизации офисного пространства при проведении ремонтных работ использовались только переработанные материалы. Во всех помещениях установлены светодиодное освещение и автоматические системы включения/выключения с датчиками движения. Для экономии водных ресурсов предусмотрены сенсорные смесители. Оборудован детский уголок, все элементы которого изготовлены из безопасных материалов, подлежащих вторичной переработке. Перед офисом предусмотрена парковка для велотранспорта и самокатов.
Для удобства клиентов и сотрудников в «зеленом» офисе организован раздельный сбор мусора и сберегающих ламп, установлен специальный контейнер для батареек с последующей сдачей на утилизацию.
Диверсификацию источников электроснабжения офиса обеспечивает установленная на кровле солнечная электростанция. Она позволяет снизить объем потребления сетевой мощности и, как следствие, снижает углеродный след.
В данный момент завершается ремонт еще двух клиентских офисов «Донской» и «Дорогомиловский», которые также будут «зелеными».

